Самолет из прошлого
Десногорские и калужские поисковики подняли останки советского самолета ИЛ-2, сбитого в годы Великой Отечественной войны
73 крылатый года штурмовик ИЛ-2 и его экипаж пролежали под землей в лесах Спас-Деменского района, недалеко от деревни Соболи. От самолета остались лишь фрагменты, но двигатель и редуктор сохранились практически полностью. Поисковики прочитали их заводские номера.
Воронка в лесу
Операция по поднятию «летающего танка», именно такое прозвище у советских летчиков заслужил ИЛ-2, началась еще в ноябре 2015 года. Во время разведывательной экспедиции поисковики десногорского отряда «Обелиск» (командир – Алексей Тимофеев) и калужского отряда УМВД «Русь» (командир – Константин Голубев) наткнулись на едва приметную воронку. Вокруг были разбросаны металлические осколки. Неглубоко копнув, обнаружили элементы обшивки самолета. А на метровой глубине – останки членов экипажа и их личные вещи: обгоревшие блокнот, фотографии, клочок письма и летное удостоверение. К сожалению, они плохо сохранились.
Дальше раскопки проводить помешала погода. Поисковые мероприятия возобновили в апреле. Этому предшествовала серьезная подготовка: изучение архивных материалов, документов получение разрешительных, расчистка лесополосы для прохождения специализированного транспорта. Помощь пришла от администрации и руководителей подразделений, профсоюза Смоленской АЭС.
В боях за Победу
– В августе 1943 года в этом районе шли ожесточенные бои по освобождению от фашистских захватчиков, – рассказывает командир отряда «Обелиск», начальник смены отдела радиационной безопасности Смоленской АЭС Алексей Тимофеев. – Чтобы разбить сильную оборону противника, атакам наших танковых дивизий и пехоты предшествовали авиаудары. Во время одного из таких боев наш штурмовик был сбит. При падении сила удара была такова, что самолет разлетелся буквально на куски, а огромный двигатель ушёл в землю почти на 10 метров!
Надежда есть
Несколько дней напряженной работы поисковиков и «виртуозность» экскаваторщика цеха обеспечивающих систем САЭС Сергея Иванова помогли высвободить из грунтового плена «сердце» штурмовика и фрагменты боевой машины. К счастью, на них сохранились сборочные и бортовые номера, по которым удалось установить историю самолета. Он был выпущен на заводе №18 в городе Куйбышеве 3 августа 1943 года и числился за 801-м штурмовым авиационным полком 1-й воздушной армии. Также из архивных документов следует, что в экипаж ИЛ-2 входили пилот – младший лейтенант Иван Евдокимович Бондаренко и стрелок – красноармеец Александр Павлович Вячеславов. Об этом, хоть и косвенно, свидетельствует также клочок письма, найденный в личных вещах экипажа, адресованный некому Бондаренко. Однако поисковики не торопятся с выводами.
– В том Дело, что по оперативным данным, в этом районе 19 августа 1943 года были сбиты 2 штурмовика, – поясняет Алексей Тимофеев. – Поэтому пока не получим подтверждение наших предположений из персональных учетных карточек, не можем на 100% ручаться, что найденные останки принадлежат именно этому экипажу. Как только получим подтверждение – начнем поиск родственников погибших героев.
Оксана Шамарова
СПРАВКА
Музей под открытым небом
В сентябре 2015 года поисковики отрядов «Обелиск» и «Русь» подняли в Спас-Деменском районе свой первый самолет ИЛ-2. Сейчас он находится на реставрации в Десногорске. Найденные фрагменты второго самолета помогут реставраторам воссоздать полную копию героического штурмовика, который нагонял страх на фашистов.
После реставрации боевую машину планируется установить на Кургане Славы города-спутника Смоленской АЭС, где при поддержке Совета руководителей предприятий Десногорска будет создан музей Великой Отечественной войны под открытым небом.