Самолет-герой
Десногорские поисковики планируют восстановить штурмовик Ил-2
Боевая судьба одного из 40 тысяч произведенных в Великую Отечественную войну самолетов Ил-2 оборвалась 20 августа 1943 года. Двухместный штурмовик с бортовым номером 1876858 вражеская зенитная артиллерия подбила в небе над Калужской областью. Весь в шрамах, с поврежденным масляным насосом и заклинившим мотором, он едва дотянул до ближайшего мелколесья и сел на «брюхо». Пилот Суходольский и стрелок Абрамов выжили.
Бич танковой армады
– Самолет Ил-2 был фантастически живуч, и даже после серьезных повреждений мог вернуться на аэродром, – поясняет командир поискового отряда «Обелиск», начальник смены ОРБ САЭС Алексей Тимофеев. – Этот советский штурмовик с бронированным корпусом, высокой скоростью и отличной маневренностью наши солдаты окрестили летающим танком.
Именно Ил-2, не имевший аналогов в мире, стал основной ударной силой советской авиации. Супертяжеловес (только масса брони – 990 кг, вес со снаряжением – 6,1 тонны) наводил ужас на врага и заслужил у него несколько емких званий: бетонный самолет, чума, черная смерть. Бомбы, которые он нес, превратили в огонь и груды металла тысячи фашистских танков, автомашин, железнодорожных эшелонов, уничтожили тысячи гитлеровцев.
Бесценная находка
Израненный 20 августа 1943 года в ходе Спас-Деменской наступательной операции штурмовик более 75 лет пролежал в болоте, которое народ именует Игнатовским мхом. В сентябре 2015-го его подняли десногорские поисковики. Признаются: сами ни за что не справились бы. Здорово помог калужский отряд «Русь». Два дня – от рассвета до заката – энтузиасты прокладывали по лесу дорогу, разбирали самолет на фрагменты, выносили по частям на руках, вытаскивали лебедками и тросами, вывозили на «челядинце» (такое название получила «Нива» бойца «Обелиска» Виктора Челядина – настоящий вездеход).
– Время хранило в тишине и покое летающий танк. К сожалению, люди оказались более жестоки – мародёры нещадно ободрали его, разбили и изуродовали, – с горечью продолжает Алексей Тимофеев. – Остались только остов, бронекапсула и крылья. Но для нас эта находка – великое счастье, первый опыт, вдохновение. И все сложилось как нельзя более удачно. И разрешительные документы успели вовремя получить. Даже погода благоприятствовала. Помощь пришла отовсюду: от руководства атомной станции, администрации Десногорска, центра «Долг», УМВД Смоленской и Калужской областей.
За благое дело поисковики были награждены большой удачей. Ура! На крышках, закрывавших шасси, они обнаружили бортовой номер самолета. Смогли установить его историю, некоторые данные об экипаже.
Пилот – гвардии младший лейтенант Суходольский Павел Дмитриевич – уроженец Белоруссии, родился в 1918 году в Витебской области. Числится пропавшим без вести с 31 октября 1944 года. Участвовал в освобождении Венгрии и не вернулся с боевого задания. Хотя есть свидетели, что его штурмовик был сбит при уничтожении железнодорожного узла Кечкемет – врезался в землю и сгорел. Судьба стрелка неизвестна. Только фамилия: Абрамов. Поиск продолжается в банке данных «Мемориал» среди 8 тысяч однофамильцев.
Нужен памятник на Смоленщине
Памятники самолету, внесшему яркий вклад в Победу над фашизмом, установлены в Дубне, Воронеже, Новороссийске, Самаре, Истре, под Санкт-Петербургом. На Смоленщине – пока нет. Бойцы «Обелиска» мечтают устранить пробел – хотят, чтобы величественный монумент возвышался на Кургане Славы.
– До того момента, как самолет обретет «вторую жизнь», еще долгий путь восстановления. Для его реконструкции требуются дополнительные детали и фрагменты, – утверждает Алексей Тимофеев. - Планируем «взять» их у двух самолетов, которые обнаружили в окрестных лесах.
Пока неизвестно, где он найдет себе место, но совершенно точно: в городе атомщиков, где ценят историю и умеют хранить память, примут верное решение.
Инна Косенкова