Путь развития территориального общественного самоуправления в России
24.09.2018
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) существует в России более 27 лет.
В современной России идут различные серьезные реформы практически во всех сферах, при этом одним из ключевых стали понятия «самоуправления» и «самоорганизации» жителей. Сам по себе термин «самоуправление» имеет множество толкований, не говоря уже о самых различных формах самоуправления, которые могут быть найдены в реальной жизни.
Самоорганизация является совершенно неотъемлемой основой самоуправления – как-то трудно представить себе самоуправление без самоорганизации. Самоуправление, безусловно, невозможно без самоорганизации – организации самих себя для решения своих вопросов и проблем.
В России самоорганизация для решения проблем местного сообщества имеет историю с яркими примерами. Дореволюционные документы позволяют говорить о том, что в российском обществе действовали различные локальные организации жителей, участвовавшие в благоустройстве и защищавшие свою жилую среду. Чаще всего самоорганизация жителей осуществлялась вокруг проблем «территории» и проблем «собственности». Размеры «территории» варьируются от дома и двора, до микрорайона и города.
На уровне микрорайона или поселения проблемы воспринимаются особенно остро, конфликтно, но одновременно именно здесь в первую очередь видны малые победы и улучшения, которые так нужны и так ценятся людьми.
Локальные организации жителей, которые создаются активными гражданами, являются самыми важными, самыми оперативными, самыми вовлеченными в решение локальных проблем, самыми яркими партнерами местной власти.
Значимость локальных организаций жителей еще только начинает осознаваться, несмотря на то, что в России существует достаточно длительная история локальной самоорганизации, среди форм которой и сегодня можно найти уличные и дворовые комитеты, садово-огородные, гаражные товарищества, женсоветы, советы старейшин, домовые комитеты.
Начиная с 1988 года такого рода локальные организации активных жителей получили в России название «территориального общественного самоуправления» — ТОС. Новый термин «Территориальное общественное самоуправление» был впервые закреплен в Законе СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля 1990 г. В дальнейшем Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г. определил основные понятия и основы функционирования ТОС. Позже термин был зафиксирован в Законе о местном самоуправлении 1995 года и 2003 года.
Появление этих организаций в начале 90-х годов привело к росту гражданских инициатив, демократического сознания и веры в возможные демократические преобразования. Появление таких новых для нашей страны локальных организаций было обусловлено, с одной стороны, резким кризисом, изменением системы управления городским хозяйством, определенного перестроечного безвластия. С другой стороны, теми демократическими изменениями в жизни нашего общества, новым отношением к этим организациям со стороны властных структур.
Исследователи периода начала 90-х оценивали ТОС как новую возможность гражданского участия и новую форму демократии.
В первую очередь речь шла о «разрешенных» тогда экологических вопросах, а также социальной защите, потому что первые ТОС были активно вовлечены в распределение гуманитарной помощи, которая поступала тогда в Россию из многих стран. Кроме того, в самом начале ТОС так же занимались вопросами организации досуга жителей и благоустройства своей территории.
Природа ТОС того периода – это, безусловно, волонтерская работа. Речь не шла ни о зарплатах, ни о субсидиях. Максимум, что делали в тот период муниципалитеты для «своих» ТОС – бесплатно предоставляли им помещения для работы.
Дальнейшая история развития ТОС имеет свои вехи и события.
В 1988 году был создан первый ТОС «Братеево», Москва.
В этот период сформировались основные направления деятельности ТОС, к которым можно отнести следующую деятельность:
-
защитную,
-
правоохранную,
-
информационную,
-
просветительскую,
-
социальную,
-
культурную,
-
разрешения конфликтов,
-
лоббистскую,
-
воспитательную,
-
контрольную.
ТОС занимаются благоустройством и социальной защитой, досугом и жилищными проблемами, работают с детьми, пожилыми людьми, безработными и инвалидами. Во всех этих сферах они тесно взаимодействуют с работниками муниципальных структур, бизнес сообществом, другими общественными организациями.
В период с 1997 по 2002 год не только сформировались муниципалитеты – лидеры по развитию ТОС, были реализованы различные программы поддержки ТОС в разных регионах России.
В ряде городов ТОС стали объединяться в Ассоциации, которые в свою очередь выступали как информационные, методические центры развития ТОС на своих территориях. Появились ассоциации ТОС и близкие им структуры в Саратове, Перми, Нижнем Новгороде, Рязани, Обнинске, а также областные объединения ТОС в Ивановской, Воронежской, Свердловской, Омской областях.
Именно этот опыт позволил наметить основные направления деятельности институтов поддержки ТОС, в том числе, когда такие функции брали на себя городские структуры.
Среди них разнообразная помощь самим ТОС, в том числе поддержка их инициатив:
-
правотворческая деятельность;
-
продвижение идеи ТОС и обучение;
-
установление взаимодействия с другими организациями;
-
организация обмена опытом между ТОС своего региона, другими регионами;
-
организация и проведение разного рода конкурсов социальных проектов;
-
ведение координационной и сетевой работы.
В разных уголках России развитие ТОС продолжалось и продолжается. Столько удивительно интересных инициатив рождается в сфере участия жителей в местном самоуправлении!
ТОСы создавались не для борьбы с муниципалитетами, а для того, чтобы небезразличные жители могли бы вносить свою лепту небезразличными глазами, заботой о своем доме и микрорайоне, своими идеями в развитие своих микрорайонов, тем самым в развитие своих муниципалитетов. И там, где городская власть это видит, понимает, признает – множатся инициативы, украшаются территории, становится чище и безопасней, а голос жителя слышен не только при решении вопроса в какой цвет красить скамейку, а в серьезных вопросах стратегического развития города. И таких примеров тоже немало.
Более подробная информация размещена на сайте Администрации муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области в разделе «ТОС».
Получить консультацию можно в отделе экономики и инвестиций Администрации муниципального образования «город Десногорск» по телефону (48153) 3-23-55.